«РУССКИЕ ЕВРЕИ»

«РУССКИЕ ЕВРЕИ»

Фонд «Генезис» и студия «Намедни» представляют трилогию документальных фильмов о роли российских евреев в жизни страны и мира.

Автор и ведущий — Леонид Парфенов, режиссер — Сергей Нурмамед.

В первом фильме трилогии ведущий сопровождает зрителя от Киева, «матери городов русских», где уже в XI веке имелся еврейский квартал, до столичного Петрограда 1917 года. При Екатерине II Россия стала страной с самым большим еврейским населением, а с XIX века «чужие всем и считающие всех чужими» инородцы преодолевают самоизоляцию. Фильм рассказывает о традиционном еврейском укладе жизни и о том, как порывали с ним будущие знаменитые финансисты и промышленники, ученые, деятели искусства, революционеры. О том, как в иностранные языки вошло русское слово pogrom, о «деле Бейлиса», о первой волне эмиграции. Об эсерах и большевиках, расшатавших царский строй, о ближайших соратниках Ленина, вершивших историю страны в октябре 1917 года.

РУССКИЕ ЕВРЕИ. ФИЛЬМ ВТОРОЙ. 1918 — 1948

ФИЛЬМ ВТОРОЙ охватывает тридцатилетие с 1918 по 1948 годы. Невиданное до того времени ни в одной стране мира яркое и массовое еврейское участие во всех сферах государственной политики и культуры. Второй после Ленина вождь Лев Троцкий — основной строитель Красной армии, и основной строитель красного тыла Яков Свердлов, ответственный за «установление советской власти на местах». Витебский комиссар по делам искусств Марк Шагал. Создатели нового киноязыка Сергей Эйзенштейн и Дзига Вертов, мастера фотографии Моисей Напельбаум и Аркадий Шайхет, прижизненные классики легкой музыки Матвей Блантер и Исаак Дунаевский, писатели «одесской школы» с Исааком Бабелем во главе, эстрадный премьер Леонид Утесов, ключевой деятель советской прессы Михаил Кольцов. Муза русского футуризма Лиля Брик и еврейские жены вождей. Впервые в истории евреи — руководители спецслужб, прежде им, чужакам, ни одно государство своих секретов не доверяло. Первый глава НКВД Генрих Ягода, создатель экономики ГУЛАГа Нафталий Френкель. Громкие убийства генерала Кутепова в Париже и Льва Троцкого в Мехико. Опала и возвращение из нее наркома иностранных дел Максима Литвинова, создание Еврейского антифашистского комитета под председательством народного артиста СССР Соломона Михоэлса.

РУССКИЕ ЕВРЕИ. ФИЛЬМ ТРЕТИЙ. ПОСЛЕ 1948 года.

С убийства в 1948 году госбезопасностью главы Еврейского антифашистского комитета Соломона Михоэлса начинаются новые времена во взаимоотношениях советской власти и евреев. Ликвидация ЕАК, расстрел его активистов и кампания борьбы с «безродными космополитами» оформляют новый государственный антисемитизм. «Дело врачей» — новый кровавый навет. Смерть Сталина отменит расправу, но былая официальная русско-еврейская гармония при социализме уже не восстановится.

Всенародно известных суперзвезд не стало меньше: Ботвинник — главный шахматист, Райкин — главный комик, Плисецкая — главная балерина, Галич и Высоцкий — главные барды, множество прославленных имён в самых разных сферах, от ядерной физики до лёгкой музыки. Но соавторами русского коммунизма евреи быть перестали. И их не допускают больше в политику, и они сами особенно активно заняты «антисоветской деятельностью».

Без евреев непредставима теневая экономика — «незаконное предпринимательство», за которое с начала 1960-х выносят смертные приговоры. А с середины десятилетия начинает расшатывать строй диссидентское движение — в него внуки евреев-революционеров вносят те же горячность и бесстрашие, что и их деды — в свержение царизма. Разрешение еврейской эмиграции в 1970-х делает национальность средством отказа от социализма и окажется более частой причиной отъезда, чем возможность повернуть вспять свою русскую ассимилированность. Наконец, крах СССР покончит с «еврейским вопросом» в том виде, каком его застали последние советские поколения.

Леонид Парфенов о проекте — в выпуске Парфенон https://www.youtube.com/watch?v=AaNjP

2018-05-21T20:24:40+00:0021.05.2018|